Герб

Администрация муниципального образования городского поселения
«Бабушкинское»
Кабанского района
Республики Бурятия

История

КРАТКИЕ СВЕДЕНИЯ О МЫСОВСКОМ ПОСЕЛЕНИИ

Село Мысовое, город Мысовск с 1902 года, расположился на ярко выраженном байкальском мысе и узкой террасе между предгорьями Хамар – Дабана и побережьем озера Байкал при устье небольшой речки Мысовки. Местность здесь слегка холмистая, с крутым уклоном к озеру. Климат умеренный – мягкая снежная зима и прохладное влажное лето. По своему географическому положению Мысовск находился на перепутье гужевых, водных и железных дорог, что сказалось на его истории, богатой событиями. В 19 веке две дороги сходились в Мысовске: Кяхтинский (Удунгинский) тракт (из Кяхты в Мысовую) и Кругобайкальский тракт (из Иркутска на Амур). По этим дорогам шла торговля чаем, шелком, кожей и другими товарами между Китаем и русскими купцами, а также перегонялся скот из Монголии на мысовские скотобойни. Эти торговые пути, а также водная переправа через Байкал обеспечивали всю Сибирь необходимыми товарами. До проведения железной дороги село Мысовое было небольшим по численности населения, которое, тем не менее, имело важное значение как пароходная пристань и почтовая станция в начале тракта за Байкалом. С проведением железной дороги село Мысовое стало быстро разрастаться, превратившись в большой поселок, преобразованный в 1902 году в безуездный город Мысовск Селенгинского уезда с упрощенным управлением. Железнодорожные перевозки способствовали закрытию почтовых трактов на Верхнеудинск и Кяхту: дороги были заброшены, мосты разрушились, и тракты очень быстро стали почти непроезжими. Мысовск потерял значение как оживленный торговый центр Селенгинского уезда.

ИСТОРИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ СЕЛА МЫСОВОГО

Первое поселение на мысу, вдающемся в озеро Байкал, получившее название Мысовая, возникло, скорее всего, во второй половине XVII века. С конца XVII века поселение использовалось как выселки Посольского Спасо-Преображенского мужского монастыря.
Вторая половина 16 века и весь 17 век – это время активного продвижения русских от уральских гор все дальше на Восток. Землепроходцы – служивые казаки, торговцы и промышленники – первые русские люди, появившиеся в Сибири, продвигались по водным путям и волоком между ними Сибирским тесом. Во второй половине 17 века закладываются первые остроги и строятся города: в 1661 году заложен Иркутск, в 1666 году – Верхнеудинск. Были построены Селенгинский и Кабанский остроги, Посольский и Селенгинский монастыри. Посольский монастырь был основан в 1661 году по указу царя Федора Алексеевича, где через 20 лет было построен храм на месте гибели посольской миссии Ерофея Заболоцкого, его сына Кирилла и охраны. В это же время в районе нынешнего города Бабушкин, на равнинном мысу Байкала и появились постройки первых постоянных местных жителей – заимки рыбаков, охотников – соболевщиков и казацкое зимовье. С началом строительства главного Сибирского тракта, а позднее Кругобайкальского тракта как составной части Сибирского, на месте будущего Мысовска возросло количество жилых строений, к ним прибавились землянки и времянушки строителей дороги. Кругоморский экипажный путь, построенный ссыльными поляками за период с 1865 по 1867гг по южному побережью Байкала от Култука до Посольского монастыря протяженностью в 279 верст, насчитывал несколько почтовых станций, в том числе таких как Култукская, Муринская, Снежинская, Выдринская, Переёмная, Малиновская, Мишихинская, Мысовая, Боярская, Посольская. Чтобы привлечь новых жителей на вновь образованные почтовые станции, переселенцам выдавали пособие в тысячу рублей и освобождали от налогов на три года. Вследствие этого на почтовой станции Мысовой поселились семьи Низовцева, Турабова, Суворова и Власова. В начале 70-х годов 19 века на Байкале было образовано «Байкальское пароходство», были построены пристани в Мысовом, Боярском и Клюевском. Вместе с ранее построенной пристанью в Посольском и селом Лиственничным на Иркутском побережье было установлено постоянное и срочное сообщение через озеро Байкал. Позднее перевозки осуществляло товарищество Кяхтинского пароходства. Все ближайшие речки, в том числе и речка Мысовка, а также земли села принадлежали иркутскому архиерейскому дому. Арендовать землю могли только богатые крестьяне, уже из рук которых мысовчане покупали рыбу. В 1886 году в селе Мысовом была построена специальная пересыльная тюрьма. В повинность местным жителям входило содержание арестованных и переправка их до следующей станции Большереченской. Село тянулось рядами домов вдоль Купеческого торгового и Кругобайкальского почтового трактов, всего 72 двора, в которых проживало более 300 жителей. В восточной части располагались государственные учреждения – здание этапа, почтово – телеграфная контора, почтовая станция; неподалеку от пароходной пристани – метеорологическая будка с флюгером, гостиница и церковь.

В начале XIX века Мысовая была довольно крупным населенным пунктом на южном берегу Байкала, на историческом чайном пути из Китая в Россию. В 1870-х годах был построен купеческий тракт Мысовая – Кяхта. В 1888 году в Мысовой была построена пристань.
В 1892 году в Мысовой была организована почтовая станция. Начиная с 1892 года, местное купечество начало подавать заявки о получении выселком Мысовским Забайкальской области Селенгинского округа статуса города.
После строительства Забайкальского участка Транссибирской железной дороги и открытии в Мысовой железнодорожной станции поселок стал развиваться более быстрыми темпами.
31 мая 1902 года Мысовая была преобразована в город Мысовск Иркутской губернии. В это время в Мысовске проживало 5,5 тыс. человек, было 638 жилых зданий, две православные церкви и один еврейский молитвенный дом, женский монастырь, церковно-приходская и двухклассная школы, железнодорожное училище, гончарный завод.

ЗАНЯТИЯ МЕСТНЫХ ЖИТЕЛЕЙ

По правилам, выработанным в 1896 году, в селе не разрешали селиться евреям и поселенцам. Все жители должны были участвовать в содержании сельского правления. Земледелием местные жители не занимались вследствие отсутствия чистых от леса мест и трудностей разработки земли, бывшей под лесом. Главными занятиями для местных жителей были рыбная ловля, пушной промысел, охота, сбор орехов, черемши, ягод и грибов. Ягоды в окрестностях Мысовой было очень много, и этот промысел считался выгодным. Существовало даже мнение, что с течением времени ягодный промысел ляжет в основу развития здесь ягодного садоводства и консервирования сырья. Многие жители обслуживали чайную торговлю, работая в многочисленных мастерских и на извозе. Было организовано кожевенное производство, скотобойня, гончарный завод, снабжавший население разнообразной глиняной посудой, несколько кирпичных сараев. Процветала торговля. С началом железнодорожного строительства в 1895 году, когда на постройку дороги приехало много людей из центральных регионов России, в Мысовом было открыто много новых торговых лавок, были построены жилые и доходные дома. С постройкой железной дороги арестантов стали возить поездами, поэтому освободившееся здание пересыльной тюрьмы передали под «Общественное собрание». Служащие железной дороги проводили там свободное время – спектакли, хоровое пение, игра в шахматы, елки и маскарады, читали и смотрели кино. Жители любили зимой кататься с гор, на масленицу – на лошадях, а с пасхи до троицы – на каруселях. Летом играли в городки, бабки, лапту, играли на балалайках.

МЫСОВАЯ – СТАНЦИЯ ТРАНССИБА.

Станция Мысовая, образованная в 1895 году с началом железнодорожного строительства, была конечным западным пунктом строившейся Забайкальской железной дороги и, одновременно – конечной восточной границей Кругобайкальской железной дороги. 1 мая 1895 года Комитет Сибирской железной дороги принял положение приступить к сооружению Забайкальской железной дороги по изысканиям, произведенным в 1893 – 1894 гг. от пристани Мысовой через Верхнеудинск, Читу до Сретенска на реке Шилке. Начальником строительства был назначен инженер путей сообщения А.Н. Пушечников. В 1895 году станция Мысовая находилась за 1600 км от ближайшей железнодорожной станции, и путем сообщения на этом участке служил Московский тракт, проходивший через всю Иркутскую губернию. Рельсовый путь пришел в Иркутск в августе 1898 года, и с этого времени началась доставка грузов для Забайкальской дороги в Иркутск. В первую очередь это были рельсы и крепления. Грузы были доставлены в Мысовую во время навигации через Байкал, и с мая 1899 года началась укладка рельсового пути от станции Мысовой на восток, законченная на отметке 368 км 16 декабря 1899г. В октябре 1899 года начались строительные работы на восточном участке Кругобайкальской железной дороги от станции Мысовая в сторону Танхоя. По поручению министра путей сообщения (1895-1905 г.) М.И. Хилкова строительные работы в качестве начальника участка возглавил н.Ф. Дормидонтов, его контора находилась в Мысовой. Начальником строительства КБЖД был назначен Савримович Б.У. В апреле 1901 года рабочие поезда от Мысовой отправлялись на запад до станции Мишиха. В неблагоприятных природных условиях к ноябрю 1901 года на участке Мысовая – Переемная было закончено отчуждение земли, выполнена рубка леса и корчевка пней, почти все земляные работы. В конце сентября 1902 года Б.У. Савримович докладывал в Управление по сооружению железных дорог: «Путь от Мысовой до Переемной на полном балластном слое. Все станционные и путевые постройки водоснабжения закончены, перегон может быть сдан сейчас в эксплуатацию». В августе 1903 года поезда пошли из Мысовой уже до Танхоя. На станции Мысовой располагалось оборотное депо для отстоя и мелкого ремонта паровозов. Здесь же они экипировались углем и водой, менялись паровозные бригады. Имелся врачебный пункт, школа, таможенная застава. К северо-востоку от депо были пристроены водоемное и водоподъемное здания. Воду качали по трубопроводу с озера Байкал. На всем пространстве между железной дорогой и кромкой берега озера Байкал были разбросаны жилые дома, бараки, склады, амбары, навесы. В Мысовой имелось три пристани: Кяхтинская, Немчинова и пристань железнодорожной переправы. На берегу озера неподалеку от поворотного круга стояла гостиница и здание церкви, а восточнее – кладбище и угольные склады. Вокруг города все земли были разбиты на участки и продавались с торгов в арендное использование. С приходом в Мысовск железной дороги стала заметно меняться к лучшему жизнь людей. Пришла культура, стало больше образованных и просвещенных специалистов, привнесшим в эти суровые таежные края тягу к новым знаниям, хорошие манеры, благотворительность.

Во время первой русской революции 1905–1907 годов Мысовск был одним из центров революционного движения в Западном Забайкалье. Царское правительство предпринимало жесткие меры по пресечению революционных выступлений. 18 января 1906 года в Мысовске были расстреляны шестеро революционеров, в числе которых был соратник В.И. Ленина И.В. Бабушкин.
В 1913 году в Мысовске проживало 6,5 тыс. человек. В начале XX века в Мысовске получили развитие торговля, рыбий и нерпичий промыслы, скотопром,
промышленность, в городе работали гончарные и кирпичные дворы, существовали церковноприходская школа, высшее начальное училище, железнодорожная четырехклассная школа, почтово-телеграфная контора со сберегательной кассой, таможенная застава.
В августе 1918 года Мысовск был захвачен белочехами. За время Гражданской войны в Мысовске кроме чехов побывали американцы, японцы, каппелевцы, унгерновцы и семеновцы. Советская власть окончательно установилась в Мысовске только в 1922 году.
В 1926 году Мысовск вошел в состав Бурят-Монгольской АССР.

Указом Президиума Верховного Совета РСФСР от 18 января 1941 года, в честь революционера И.В. Бабушкина, Мысовск был переименован в Бабушкин, став городом республиканского подчинения.

В 1959 году Бабушкин утратил статус города республиканского подчинения и вошел в состав Кабанского района.